• Новости
  • 13 Апрель 2019
     
  • 12 Май 2015
    Мира и благословения Божьего, всем ищущим мира! Переписана глава ЦАРСТВО БОЖИЕ В РОЖДЕНИИ СВЫШЕ Заменена рабочая версия файла для скачивания (обновлено апрель 2015) версия 03.2015. с уважением Виктор Пасечнюк....
Учение Виссариона в свете Библии
О Царстве Божием
Конструктор сайтов православных приходов

 

счетчик посещений

09. Глава Девятая. ЦАРСТВО БОЖИЕ В ПЛОДАХ ДУХА СВЯТОГО

 

 

 ЦАРСТВ О БОЖИЕ В ПЛОДАХ СВЯТОГО ДУХА

 

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость,

милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал. 5.22,23)

 

 Как стать счастливым? Как быть довольным всем? Вопрос скорбящего и стонущего под грузом греха человека. Где найти счастье? И тут приходит первый ответ. Там или там, или в другом месте. Там, где более спокойней, где сытнее и теплее. Там, где безопасней и больший достаток. Там, где много друзей, где красиво и хорошая экология. Там где нас нет. Но так ли это?

Всегда люди начинают искать свое счастье – Царство Божие, где-то там, во вне. Иногда разочаровавшись в окружающем их мире уходят в другую семью, уезжают в другой город, иногда по этой же причине уходят в монастырь[1] или бегут из него, сбегают в глухие деревни строя себе деревянные эко-избушки в экологически благоприятных местах. А кто-то, по великому неразумию, уходит самовольно из жизни надеясь что «там» будет лучше, чем здесь. Но для бегущего, к его удивлению, и там куда он бежал не находится того утешения которое он хотел бы обрести.

Наверное, когда-то каждый человек в своей жизни, оборачиваясь,  подобно Соломону, видит лишь только суету под солнцем. (Ек. 4.7). Осознает что, то, чем он живет совсем не то, что он желает. Нужно или больше, или качественней, но нужно что-то другое. Но что? Начинается погоня за благом и счастьем. Достигая одной цели, человек видит, что это опять не то, к чему он стремился. Появляется другая цель. Но эта погоня и этот поиск, как морская вода, которая нее может утолить жажды.

Мы, неся бремя греха в этой жизни, немало повидавши скорбей, начинаем понимать, что жизнь наша наверняка могла бы быть счастливей, и  удачливей.  И пытаемся воплотить свои мечты в наших детях. Надеемся, что в их жизни счастья будет больше чем скорбей. Своей родительской любовью мы желаем им безбедной жизни, семейного счастья. Но и их жизнь, зачастую, несмотря на наши тщетные старания, идет по той же схеме, и так из рода в род. Напрасно надеясь, что у них будет все гораздо удачливее, чем у нас, мы переживаем очередное разочарование. Мы ищем Рай в мире, который лежит во зле. Но не здесь, как сказал Спаситель или: вот, там, то желанное счастливое Царство, которого мы ищем и которое пытаемся построить на земле, но вот, Царствие Божие внутрь вас есть. И суета сует под солнцем который раз нас убеждает, что только в Боге счастье и благо, только в Нем настоящая радость и мир.

Все благо, вся радость, которая может по настоящему, а не сиюминутно, насытить человека, только от настоящего Блага, Которое есть Бог. Благ Господь и благими соделывает детей Своих. Рожденные свыше, от воды и Духа, и живущие в Духе, дерзают называть Бога своим Отцом. Апостол говорит нам. Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. (Рим. 8.13-16) Мы всыновились Ему через человеческое естество Иисуса Христа. А если мы дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. (Рим. 8.17) Во Христе простились все наши грехи. Во Христе мы ожили. И Отец, Который есть в Сыне Своем Иисусе,[2] посылает детям Своим Утешителя, Духа Святого.[3] И если мы живем и любим Христа,  соблюдая Слово Его, то имеем уверение, что будем жилищем Самого Бога. Как и обещал нам Христос: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Ин.14.23). Этого мы желаем, этого мы ищем, это цель нашей жизни – Царствие Небесное которое внутри нас есть. Где Царство, там должен быть Царь. Мы ищем этого Великого Небесного Царя, призывая Его, молясь Ему, упрашивая Его: «приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси Блаже, души наши».

Бог, милостиво посещающий человека, преображает в человеке все. Дух, душу и тело. Те, из святых людей, кто стал жилищем Духа, настолько исполнились Им, что тела их стали нетленными даже по смерти. Даже через сухое безжизненное тело, Дух Святой действует, подавая живым исцеления, избавление от бесов, уверяет в милости своей через чудеса мироточения. Сухие кости, ветхого человека были скверной, сейчас мы святы во Христе Иисусе. Мы призваны к святости и ищем ее. Но стремление не возрожденного свыше человека, часто ищет святость Царствия Божьего не в Боге, Который должен быть Царем в Его Душе, а во внешних святынях через прикосновения и лобзания. Не возрожденный от Духа ищет и думает освятить свою душу прикосновением к святыне, не делая ничего для своего исправления. Но человек освящается не через внешнее, а через внутреннее, через дух от Духа. Ведь даже принятие высшей вещественной Святыни, Тела и Крови Христовых, без веры в Богочеловека и воспоминания Христа Спасителя, становится неблагоговейному причастнику не в исполнение Царствия Божьего, а в суд и осуждение[4]. Так случилось это с Иудой Искариотом, который после причащения, на Тайной Вечери, сделался одержимым дьяволом.  И после сего куска вошел в него сатана. (Ин. 13.27)

Только от избытка пылающего Божественной благодатью духа вырастало то, что мы имеем во внешней красивой традиции, которую содержит наш Типикон (православный устав). Внутреннее благочестие рождало внешнее. Без внутреннего делания, без поиска плодов, без желания пользы духовной, внешнее делание, становится духовным формализмом. Соблюдение Типикона без внутреннего преображения, без рождения свыше, без Духа, неудобоисполнимо, тяжело, и как правило, рождает фарисейство, которое цепляется только за видимое исполнение внешнего чина. Поэтому, чтобы наша традиция православного Типикона была живой, и являло красоту Православия, нужно чтобы исполнители и делатели этой внешней красоты, были храмами живущего в них Духа. Необходимо, что бы всё внешнее делание дышало Духом, все делалось во славу Божию и для духовной пользы людей. для их созидания как Тела Христова. Чтобы все делалось с любовью, и с такими же чувствованиями[5], как во Христе Иисусе. Тогда «традиция» и «изменение традиции для пользы духовного роста» уже не будут «конфликтовать» между собой. Апостол Павел говорит[6], что если человек раздает имение и отдает себя на мучение вне причины побуждающей делать это, (а причина это любовь к Богу и ближнему), ему нет никакой пользы от таких подвигов. Так неужели наша «традиция», которая иногда заслоняет и тормозит у новоначальных глубокое познание веры[7], может оправдаться тем, что она выше плодов Духа. Зачастую, пока человек воцерковляясь продолжительное время, пытается освоить не Библейское мировоззрение, а «традицию[8]», он по недопониманию «отлагая до времени» Дух, всеми силами осваивает внешнее делание, быстро превращаясь в «фарисея». Сначала осваивает, а потом отстаивает, наивно полагая, что в этом «чистота православия». И впоследствии, не видя в себе плодов духа, через десятки лет, начинает понимать, что в его духовной жизни что-то не так, и что-то все-таки, нужно менять. Это хорошо, если он начинает понимать, что приоритет его упования не Бог, а святыня на аналое. Не Христос, не Тело Его в первом ряду святынь, а кусочки гробов святых людей и земелька с их могил под подушкой. Не Священное Писание прочитывается им чаще, чем другие книги, а книга о постной кухне, и повести о святых[9]. В лучшем случае, у «фарисействующего христианина» происходит позднее «обращение», а чаще, его устраивают лжесмиренное понимание того, что «все не так плохо». Он думает: «от грехов никуда не деться», «все живут так, и это норма». И успокаивая себя, одобрительно говорит: «тише едешь дальше будешь», «я по крайней мере не в прельщении, ведь я знаю, что я грешник». Но ведь мы призваны к Царствию Небесному, которое начинается внутри нас, здесь на земле. А состояние охлажденности, или по другому, теплохладности, препятствует войти в это Царство.

В предыдущей главе говорилось, что только совокупность и полнота даров и благодати Святого Духа совершенствует Церковь, основанную на апостолах. Только в Православии, в единой Соборной апостольской Кафолической Церкви, собрана вся полнота, все нужное, для совершенства христианина. Дух Святой животворит и освящает Свою Церковь. Богу ненавистно состояние теплохладности, где отсутствуют плоды Духа. Мы есть Церковь Христова. Пребывая в Теле Его, мы, по дару благодати Бога Всевышнего, приносим плод Духа и получаем дары Его. Это жизнь в Духе Святом.

Так какие же плоды Духа появляются в человеке, сеющему в дух? Об этих плодах говорит апостол Павел в послании к галатийской церкви. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал. 5.22,23). Плод, это та польза, тот «доход», который получают работающие, за свой труд. Т.е. это то, ради чего несут труды. Это еще не конечная цель христианской жизни, но это уже настоящий плод жизни во Христе. Это уже уверенное стяжание Духа Святаго. Если человек предпринял старательные труды для того, чтобы приготовить свою душу для исполнения Духом, он вправе рассчитывать на то, что если он будет исполняться Духом, отвергая плотские помышления, то у него будут и плоды Духа. Как узнать, исполняемся ли мы Духом Святым? Для этого нужно наблюдать, есть ли у нас плоды Духа. Если их нет, то задумаемся, а исполнены ли мы Духом Божьим. Близко ли мы в этом состоянии к Царствию Небесному? Ведь дерево узнается по плоду. И если мы не видим у себя плодов, то нужно вспомнить ту смоковницу, с пышной зеленой листвой, но без плодов, которая была проклята Христом, и приложить старание к изменению бедственного положения нашей души.

Христос, проповедуя Царствие Божие, обещал, что наше изменение к совершенству будет не иначе, как при помощи Божественной благодати Духа Святого. Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. (Мф. 13.33). Чтобы появился плод, нам нужно приготовить ту меру муки, которая должна преобразится, святой закваской Духа Божьего. Малая мера начатка нашего воздержания от плотских помышлений, станет с Божественной помощью сдобным тестом, увеличившимся в объеме в несколько раз. Это, как и с прославлением и благодарением Бога. Только начни, только найди повод в своем уме благодарить Бога, а уж «Закваска» поднимет «тесто» так, как должно. Главное приготовить все три меры для принятия и исполнения этой Закваской. Есть мнение толкователей, что тесто и хлеб это образ человеческого естества. А число три, указывают на три составных этого естества – дух, душу и тело. Предуготовляя себя для «заквашивания», мы получаем закваску Духа Божьего, который совершенствует нас, и мы приносим плод Духа.

Христос также уподобил Царство Божие – (действие, плоды и дары Духа Святого), маленькому семени горчичного дерева. Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. (Лк. 13.18-19). Устремляя мысль вверх к Добру, мы стараемся не смотреть вниз, на зло. Мы приготовляем себя для исполнения Духом. И это маленькое «горчичное семя», которое кинул в наше сердце Сеющий, прорастает, возрастая кроной и укрепляясь корнями. И плод этого роста, в великолепии и пользе дерева Жизни, в котором птицы, (по мнению экзегетов, это мысли и дела человека[10]), укрываются от палящего солнца и хищников преследующих их. Т.е. помыслы и дела человека обретают покой в действии и плодах Духа, имея защиту от стрел нечистых духов и восстания греховных пожеланий. Крона большого Дерева дает нашим помыслам мир и покой. А мир – это тоже плод Духа.

Во Христе исполнилось и воплотилось совершенство человеческой природы. И только во Христе мы можем жить по Духу принося плоды. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. … Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Ин. 15.1-5).Пребывая во Христе и живя в Духе мы принесем плоды.

Плоды Духа. Мы ждем их, как ждет урожай, человек сеющий пшеницу на поле своем. Он сеет в надеже осенней жатвы, мы сеем в дух и пожинаем жизнь вечную. Он будет утешен богатым урожаем от трудов своих, и мы не останемся без плода. Дающий семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному нами и умножит плоды правды нашей. (2Кор. 9.10) Чудные цветы и сочные плоды на древе Жизни. Они прекрасны, и ради того чтобы насладится ими мы должны жить по духу, чтобы увидеть его плоды.

 

 

 



[1] Человеку в обиде, разочаровании, которого преследуют в жизни неудачи, опытные подвижники не рекомендуют начинать монашескую жизнь. Так как, скорее всего, разочарование найдет его и в монастырской келье. Настоящим монахом становится тот, кто уходит от мира только по великой любви к Богу, чтобы никакие развлечения мира сего, не мешали ему непрестанно служить Творцу, и исполняться Духом Его.

[2] Ин. 14.11

[3] Ин. 14.26

[4] Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. (1Кор. 11.28-30)

[5] Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. (Фил. 2.5)

[6] Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (1Кор. 13.1-3) Вся 13 глава этого послания, есть великий гимн любви, который для пользы духовной и ради совершенствования во Христе, нам христианам, нужно почаще прочитывать.

[7] Неужели, по-славянски «бых яко птица особящая на зде» звучит более духовно, и больше приносит понимания слов Божиих, чем по-русски, «не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле». (Пс. 101.8). А что до вопроса, о переводе синодального издания Библии с масоретского текста, то для желающих есть и более точные переводы на русский с Септуагинты. Главное, чтобы человек не «магически» относился к Слову Божьему, а разумом, который освящается Духом Святым, вникал в повеления и заповеди Творца.

[8] Выучить слова славянского языка, и пытаться «читать» молитвы. Изучать все тонкости постной кухни, что можно есть, и когда. Где, в каких монастырях, и какие святыньки, «от чего помогают». 

[9] И книги о постах, и угодниках Божьих, в Церкви нужны. И святыни у нас есть. Но есть и то, что должно быть на главном месте. Должна быть иерархия христианских ценностей. Прикладываясь к гробнице святого мы должны вспоминать Бога освятившего угодников Своих, и вознести не только молитву святому, но главное возблагодарить Бога дивного во святых Своих. Рассказывая на интернет страничке о святынях нашего храма, рассказывать о почитаемых иконах в пятую очередь, а в первую, рассказать о Теле и Крови Того, Который есть полнота Божества телесно.

[10] Пока они вне Божественного дерева они не покойны. Мысли – летают туда-сюда  беспокойно и бесцельно. Их преследуют коршуны. Но в кроне дерева они обретают мир. И дела человека суетны и бесполезны, как мятущаяся птица. Нет пользы, одна суета сует все суета, как говорил Премудрый Соломон. Но в Боге, вся жизнь человека, его мысли и дела, умиротворяются и наполняются смыслом.


Назад к списку